Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

вернулась из Костромы

Не рекомендую. Добираться по нынешним пробкам - это смертоубийство (единственная альтернатива - 5 часов ночным поездом, только для людей с крайне здоровым сном). Древностей же особых нет, всё XVII-XVIII века, и неинтересное. Разве что немножко занятных деревянных скульптур (музей в палатах Романовых Ипатьевского монастыря).
Параскева Пятница, Никола Угодник и отдельно его костюм (право же, отличия российских религиозных практик от западноевропейских иногда чересчур преувеличиваются).

DSCF4678


DSCF4686

DSCF4687

контекст - царь и бог

Так вот, про Афины.
Если посмотреть на весь этот археологический комплекс вживую, очень многое становится понятно. И в первую очередь то, что наши учебники дают об античности очень рваные представления, а большинство людей, с умным видом ссылающихся на античную культуру, ничего о ней не знает. (Я - другое дело: я всегда знала, что об античности я понятия не имею, и поэтому в данную сферу стремилась по возможности не лезть).
Во-первых, становится понятно, почему древние греки считали живопись и скульптуру ремеслом, а не искусством. А это действительно было ремесло, индустрия! Они пекли эти артефакты в неимоверных количествах. Ростовые мраморные скульптуры - это только верхушка айсберга - там ещё море мелких глиняных и бронзовых статуэток разной степени художественности, украшений, плакеток, памятных знаков и пр. Это была индустрия обслуживания храмов - как сейчас свечные лавки.
Во-вторых, современный человек (если он не специалист по античной археологии) очень плохо представляет себе, зачем вообще это делалось. У нас закрепилось стереотипное представление о том, что древние греки заворачивались в белые простыни и раздумывали над тем, чего бы ещё такого прекрасного сотворить. Кто, например, такие пресловутые куросы и коры? Не помню ни одного курса "Истории искусства", где бы это объяснялось. И только через 25 лет после того, как я услышала эти термины, благодаря музейному каталогу Акрополя я узнала, что это автопортреты горожан. Богатые афиняне считали, что богов не впечатлит, если они просто продукты пожертвуют, поэтому специально заказывали статую себя, любимого, несущего какой-то символический дар - фрукт, кувшин или телёнка. То есть демонстрировали свою способность затратить много денег.
Я давно обратила внимание, что высокоумные работы об истории и происхождении искусства, как правило, игнорируют вотивные функции изображений - по мнению искусствоведов, изображения существуют либо для того, чтобы на них молиться, либо для того, чтобы на них любоваться (что почти одно и то же). Хотя вотивные практики хорошо известны из этнографии.
И нет, в белых простынях они не ходили. Следы росписи на статуях довольно отчётливы, и реконструкции того, как греческие вышиванки выглядели 26 веков назад, тоже можно посмотреть. (Плиз, только не надо влезать с комментами на тему "какой ужас!" - ничего нового и конструктивного вы не скажете).

kora1

А это реконструкция. При сканировании обнаружилось, что подол у девушки расшит зверюшками:

kora2

Зубы, попа и панадаптационизм

Не так давно shakko.ru разместила пост о книжке "Краткая история попы" - в искусстве, разумеется. По занятному совпадению, примерно же в это время панадаптационизм в очередной раз крупно сел в лужу - как оказалось, лопатообразная форма резцов у индейцев и некоторых монголоидов Восточной Азии (для объяснения которой придумывали фантастические теории вроде необходимости обрабатывать зубами звериные шкуры) является всего лишь побочным эффектом мутации, обеспечивающей более эффективное грудное вскармливание (подробнее на английском). Что неудивительно, в общем-то, поскольку и зубы, и молочные железы развиваются из кожи (зубы - это бывшие чешуйки акул, а молочные железы - бывшие потовые).
Казалось бы, при чём тут попа?
Мне вспомнилась читанная недавно книга С. Дробышевского "Достающее звено", где, среди прочего, подробно описывается анатомия прямохождения. В частности, из обзора Дробышевского можно узнать, для чего нам нужна попа - да как раз для хождения на двух ногах. У четвероногих животных есть ягодичные мышцы, но у них нет собственно ягодиц, так как эти мышцы располагаются по бокам. Достаточно пощупать котика или пёсика - сделать ата-та ему особенно не по чему, разве что по пояснице. У человека же ягодицы обеспечивают прямохождение (ещё Дробышевский интересно пишет о том, что у младенцев в первые месяцы жизни положение ягодичных мышц ещё "обезьянье", пока учиться ходить не надо).
В связи с чем вновь возникает злосчастный вопрос о скрытой овуляции у человека, происхождение которой столь волнует эволюционистов. Все теории так или иначе вертятся вокруг коварства самок, которым почему-то было выгодно обманывать самцов. А может быть, всё проще и причины - в анатомии?
У большинства четвероногих млекопитающих самка демонстрирует готовность к спариванию с помощью запаха. Морда и зад у них находятся на одном уровне, и это удобно. У обезьян с обонянием плохо, но у них хорошее цветное зрение, поэтому самки демонстрируют набухающие седалищные наросты, которые при хождении в основном на четырёх ногах тоже неплохо видны издали.
За одним забавным исключением: гелады питаются травой и собирают её, сидя на попе большую часть дня. Показывать зад им попросту некогда. Поэтому вместо седалищных наростов самки обзавелись декольте на груди, которое возбуждённо краснеет при брачной готовности...
Что получается? Человеческие женщины просто не могут физически продемонстрировать признаки овуляции, как это принято у нормальных млекопитающих. Седалищные наросты и складки кожи анатомически несовместимы с нашими ягодичными мышцами, предназначенными для прямохождения. Они помешают ходьбе. Обнюхиваться же, как собаки, мы не можем - мало того, что обоняние слабое, ещё и акробатика сложная потребовалась бы.
Как гласит современная теория эволюции, чтобы новый признак закрепился, достаточно, чтобы он был не очень вредным. Следовательно, скрытая овуляция вовсе не обязательно несла какие-то непосредственные выгоды - вполне возможно, она лишь побочный продукт прямохождения, который оказался не очень вредным. Например, если наши предки практиковали частое спаривание в коммуникативных целях, как бонобо - в этом случае отключка внешних признаков овуляции не особо скажется на плодовитости. Тренд в сторону снижения размера клыков и полового диморфизма как будто бы на это намекает. Кстати, отдельная интересная тема - вымирание множества других прямоходящих древних гоминид, ведь выжила-то только одна линия.
Однако для гуманитария здесь существенно реальное весомое подтверждение тому, что за нашими представлениями о прекрасном всё же стоят некие универсальные биологические основания: человеки находят эстетически и сексуально привлекательным то, что является специфической особенностью человека, отличающей его от других животных. Венера Каллипига демонстрирует свою идеальную эволюционную приспособленность к прямохождению.

всё украдено до нас

Клавдий Элиан в "Пёстрых историях" упоминает картину с блюющим Гомером:

Живо­пи­сец же Гала­тон изо­бра­зил, как Гомер извер­га­ет пищу, а осталь­ные поэты ста­ра­ют­ся это подо­брать.

А вы говорите, современное искусство...

немного искусства: бенинские бронзы

Когда-то, 30 лет назад, со мной случилась анекдотическая история в детской библиотеке. Я нашла там книжку в самодельном переплёте, на котором от руки фломастером было написано: "Великий Бенин". Я удивилась странной описке - почему Б вместо Л? Когда же открыла, там оказалась вовсе не биография Ленина, а захватывающая приключенческая история эпохи колонизации Африки, написанная от лица - попеременно - трёх детей. Но самым захватывающим в книжке было описание технологий бронзового литья. Один из мальчиков был сыном скульптора. Думая, что его подруга погибла, он пытается сделать для неё бронзовый памятник, а это запрещено, так как простым людям полагаются памятники из глины...
Автора не помню напрочь. Так я узнала о бенинском бронзовом литье, которым теперь можно полюбоваться в Интернете.

WLA metmuseum Head of an Oba 16th century.jpg
By Wikipedia Loves Art participant "trish" - Uploaded from the Wikipedia Loves Art photo pool on Flickr, CC BY 2.5, Link



Woman's head - Staatliches Museum für Völkerkunde München - DSC08430.JPG
By Daderot - I took this photograph., Public Domain, Link




Weibliche Figur Kgr Benin EthnM IIIC10864.jpg
By User:FA2010 - Own work, Public Domain, Link



Collapse )

славянского фольклора псто

Ну и до кучи - раз уж пошла такая пьянка, выкладываю свой написанный года два назад опыт в детском жанре.
"Леший знает что!", сказка для детей от 8 до 80.
Со школьных лет мечталось написать нечто на основе славянского фольклора, но, увидевши, во что превращают эту идею большинство авторов, долго не решалась. Пока, наконец, меня не осенило, что действие должно происходить не в средиземье-лукоморье жуть какой древности, а в мире, похожем на реальную русскую провинцию годов этак 60-х (но только без Руководящей и Направляющей роли цекаки пээсэс, бгг). Только вместо людей там действуют лешие, русалки, кикиморы и одна белка-люмпенша с невозможным характером.
ЗЫ: персональная благодарность akim_trefilov за то, что подарил мне использованное в повести имя "Локса" (на самом деле - топоним). Имена придумывать вообще была отдельная забава.

мои читатели

Я изумлена и тронута.
За те несколько дней, которые прошли с момента появления в сети моего романа "Двойной бренди, я сегодня гуляю", его прочло более 600 человек. Это 20% обычного тиража художественной литературы, написанной не Джоан Роулинг (даже Филипа Пулмана, с которым я себя равнять не смею по крутизне, у нас издают тиражами по 5 тыс. экз.).
Спасибо вам, дорогие читатели, что вы есть и что написанное мной оказалось вам интересно!

мы тут с Джеффри Чосером сочинили

в момент прогулки по Ботаническому саду:

Дожди апреля благораствореньем
Нисходят в сушь, даруя жизнь кореньям,
Земле по жилам изливая сок,
От коей силы возрастёт цветок...


В Ботаническом саду цветут яблони и фиалки, как на миниатюрах к рыцарским романам. Нет ничего прелестнее фиалок в апреле, цвет и запах фантастические. Дождик застал меня ровно посреди прогулки, но был необидный.
Если что, у Кашкина это звучало так:
Collapse )

Кранахи и Ко в Пушкинском



Два коммента, подслушанные с утра на выставке с промежутком в 15 минут:
- Всё карикатуры, ни одного красивого лица!
- Надо же, пять веков прошло, а какие лица современные!

(оба - мужчины пожилого возраста).

В первом товарисче, однако, любопытно вот что. На 100% уверена, что скажи в его присутствии подобную вещь про русские иконы - он в худшем случае порвёт, в лучшем случае прочтёт длинную лекцию про условность, про невыразимую истинную духовность и про преднамеренно обратную перспективу, даже если сам нарисовать перспективу не в силах. Однако к западному искусству подход почему-то другой. От западного искусства наша публика настойчиво требует, чтобы было миленько и похоже. Не потому ли, что у нас принято по умолчанию отказывать западному искусству в духовности?
Все эти соображения возникли у меня в связи с ещё одним: Кранах демонстрирует тот нереализованный путь, по которому могла бы пойти русская икона, если бы не падение Византии и не взятый курс на культурную изоляцию, а затем ещё череда скрещений судьбы, в результате которой ренессансное наследие оказалось освоено в России через заднее крыльцо - через галантный академизм 18-го века. Русская культура, для которой характерно подозревать Ренессанс в культе плотского, смотрит на него именно через призму салонного искусства 18-го века, для которого сюжет о Лукреции и правда был только поводом изобразить сиськи. Не имея соответствующего внутреннего опыта, она не видит разницы между Тицианом и Франсуа Буше (и там и там голые бабы).
Однако именно к Кранахам с этой точки зрения не подкопаешься. У них даже Венеры лишены всякой видимой чувственности (хотя у младшего изображены несколько нежнее и лиричнее). Это сугубо христианские Венеры, застенчивые и беззащитные, с лицами мадонн - аллегории любви. Эту иконную, плоскостную живопись, написанную на досках, нетрудно представить себе интегрированной в русскую допетровскую традицию (портреты так и вовсе похожи на парсуны времён Алексея Михайловича). А в портрете юного Иоганна-Фридриха младшего, написанного одним из последователей Кранахов, даже проступает нечто петров-водкинское. В обратное перспективе понимаешь, что Петров-Водкин - это такая запоздавшая на четыре века попытка русского Кранаха.