sarcasia (steblya_kam) wrote,
sarcasia
steblya_kam

Category:

моралистическая порнография эпохи Просвещения

Читаю "Мемуары Фанни Хилл" Джона Клеланда и вижу, что классический спор "чем является данный объект - литературой или порнографией?" абсолютно к данному тексту неприложим. Те, кто говорят: "это литература", - подразумевают: "ergo, это не порнография". Да порнография, милые, порнография! Что не мешает ей быть прекрасным образцом литературы эпохи Просвещения.
Текст, вообще-то говоря, любопытный. И не только потому, что он написан отличным языком просветительской прозы, лишь немного уступающим Генри Филдингу (и намного, имхо, превосходящим Ричардсона). Ещё интереснее то, что этот текст - будучи, несомненно, порнографическим, - в то же время насквозь идеологичен и дидактичен, и его идеология сугубо просветительская.
Смотрите. Фанни Хилл - наивная, неопытная деревенская простушка, наделённая красотой и здоровьем. То есть - просветительский естественный человек. Она проходит своеобразный путь воспитания, приобретая как чувственный, так и социальный опыт, и этот путь завершается браком с любимым человеком (чем не Том Джонс в юбке!). Её обманом завлекают в бордель - но! важная деталь! - лишается невинности она всё-таки по любви (её похищает из борделя её будущий муж до того, как её успели продать клиенту). Только внешние обстоятельства (насильственная разлука с возлюбленным) вынуждают Фанни Хилл заняться проституцией, но и тогда её сексуальность не становится механической: во-первых, она предпочитает секс с теми, кто доставляет ей удовольствие, а не с кем попало; во-вторых, постоянно подчёркивает превосходство секса по любви (для чего делает неоднократные философские отступления). Вообще изображение проституток у Клеланда любопытным образом идеализировано: они и не порочные злодейки, и не несчастненькие жертвы вроде Сонечки Мармеладовой. Они либо спокойно принимают обстоятельства, толкнувшие их в эту профессию, либо вообще делают этот выбор сознательно (как Луиза).
Примечательно, что сам выбор эротических сцен не оставляет сомнения, какой именно секс Клеланд считает "правильным": гетеросексуальный и вагинальный. Оральный секс, использование игрушек у Клеланда не упоминаются. Анальный секс упомянут, но клеландовские проститутки столь идейно правильны, что не допускают его ни при каких обстоятельствах. Конечно, находится место и для осуждения мужского гомосексуализма (Википедия доверчиво распространяет слух, что эта сцена не принадлежит Клеланду и вставлена пиратами. Непохоже, ибо подобная вставка могла быть сделана только с целью добавить пикантности, сцена же эта в романе решена неожиданно целомудренно - на её смысл лишь намекается, - и её роль вполне отвечает просветительской идеологии "естественности". Думается, отмазка Клеланда того же рода, что отказ Пушкина признать авторство "Гавриилиады", тем более что Клеланд побывал в реальной тюрьме).
Занятно, впрочем, что по отношению к женскому лесбийству Клеланд асимметричен - оно предстаёт в романе как нормальное и естественное, хотя в ценностном отношении ниже гетеросексуальных отношений, к которым оно служит как бы приготовительным классом. По-видимому, у Клеланда нет чёткой грани между лесбийством и мастурбацией (которая для него также естественна). Садо-мазо присутствует (за десятилетия до де Сада!!!), но героиня (и, видимо, Клеланд) относятся к нему прохладно (явного осуждения нет, вероятно, потому, что телесные наказания были ещё слишком нормальным явлением в XVIII в.).
Ну и, конечно же, героиня в итоге совершает ожидаемый моральный выбор - в пользу брака по любви. Поведение героя тоже образцовое с точки зрения просветительского гуманизма: он прощает Фанни всё, что было с ней с годы их разлуки, и продолжает её любить.
Таким образом, Клеланд, при всей несомненной порнографичности своего романа (хотя не знаю, кого из теперешних читателей может возбудить назойливое именование мужской части тела "машиной"), совершенно отчётливо дидактичен и имеет вполне конкретные представления о том, какие формы поведения являются правильными. Он целенаправленно формирует у читателя представления о норме. Поэтому "Фанни Хилл", как это ни странно, произведение в высшей степени моралистическое.
Tags: Просвещение, литературная критика, сексуальность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments