sarcasia (steblya_kam) wrote,
sarcasia
steblya_kam

Category:

Из личного опыта: я и IQ

(Как я сдавала тест на IQ и почему я противница этого жанра).

Тест на IQ я первый и единственный раз в жизни прошла то ли в конце 8, то ли в начале 9 класса. Точно не помню. Зато помню обстоятельства, при которых это произошло.
Дело было в зеленоградской гимназии №1528, куда я только что перешла из другой школы. В предыдущей школе я в 7 классе подверглась травле, в которой принимала участие классная руководительница. Я успела наслушаться нотаций на тему того, что не умею вписываться в коллектив. Попав в новую школу, я находилась в напряжении. У меня было ложное впечатление, что меня взяли туда из большой милости: слово "гимназия" производило магическое впечатление, к тому же большинство девочек там занималось пением и танцами, а я совершенно немузыкальна и чувствовала себя существом второго сорта. Я боялась, что окажусь недостойной там учиться и подведу родителей.
Кроме этого, было объявлено о том, что после 9 класса начнётся распределение на экономические и гуманитарные классы. Ходили слухи, что тех, кто не потянет, отправят в "дебильный" класс (моя новая классная руководительница так и выражалась) или попросят из школы вон. В экономический я не хотела, что такое "гуманитарный" - не знала (гуманитарной в моём представлении была помощь - консервы и мыло), так что поводов для страха было более чем достаточно.
И вдруг в классе объявили, что будут тестировать нас на уровень интеллекта. Что я должна была подумать? Естественно, я решила, что нас собираются сортировать и что с теми, кто не наберёт достаточно баллов, произойдёт что-то ужасное. Возможно, выгонят из школы. Или переведут в слабый класс как минимум.
Я была в панике. И пришла в ещё большую панику, увидев задание. Головоломки я ненавидела с детства. (У меня есть такая особенность - мне неинтересно напрягать мозг ради самого напряжения, если я на выходе не получаю нового знания или нового продукта). Усилием воли я взяла себя в руки и сказала себе: так, я сосредоточусь и решу эти чёртовы головоломки по максимуму. Я поставила себе цель - войти в первую десятку.
Кто займёт первое место, я не сомневалась. Конечно, Профессор. (Прозвищ у нас в классе не было, это я сейчас так называю своих одноклассников ради анонимности). Я рассчитывала на пятое-седьмое. Восьмое меня бы слегка разочаровало, но не очень.
И что же я услышала при объявлении результатов?
Я оказалась на втором месте. Радость, что теперь меня точно не выгонят из школы, отравлял мерзковатый привкус. Во-первых, я опять испугалась - что я перестаралась и что меня опять сочтут выскочкой и начнут травить. Во-вторых, я почувствовала, что с этими тестами что-то не так. Интеллект точно не та вещь, которая появляется от страха. К тому же я знала, что я не Почти Самая Умная в классе. У меня были серьёзные проблемы с алгеброй и неорганической химией, я с трудом избегала троек, а Профессору эти предметы давались легко. И вообще я знала, что во многих отношениях я глупая. Я не понимала, как люди узнают друг друга по лицам, и только в 11 лет узнала, по какой стороне улицы ходит автобус. Я чувствовала в этом 2-м месте несправедливость.
Но то была средняя несправедливость, а крупная заключалась в 1-м месте. Которое занял вовсе не умница Профессор. А - неожиданно для всех - Кнопка, который не ходил в умных: не был ни отличником, ни двоечником типа "доморощенный Холден Коулфилд", а числился в середнячках, где-то между хорошистом и троечником, хотя на переменах и был харизматичен. (Правда, позднее Кнопка таки оказался в экономическом классе, видимо, не так прост он был). Какое место досталось по итогам теста Профессору, я так и не узнала.
Вот это действительно оскорбило моё чувство справедливости: как человек, у которого по алгебре 3, может быть умнее человека, у которого по алгебре 5? Во избежание инсинуаций, замечу, что никаких девочковых "чуйств" к Профессору я не испытывала - трудно было вообразить менее сексапильного юношу. Кнопка определённо был привлекательнее, несмотря на рост.
Теперь я понимаю, что Профессору было просто скучно и неинтересно решать тестовые задания, и, в отличие от меня, он был уверен в своём положении и не боялся, что результаты тестов испортят ему жизнь. А Кнопка, возможно, счёл тест весёлым развлечением. Одно я знаю точно - я больше ни за какие коврижки не соглашусь подвергать себя подобному тестированию. Память о пережитом стрессе ещё слишком жива.
Я пришла к выводу, что же фундаментально не так с тестами IQ. В их основе лежит ложная идея, будто у всех тестируемых совершенно одинаковый уровень мотивации. Но любому, кто хотя бы раз проводил экзамен или контрольную, очевидно, что это неверно. Человеку может быть неинтересно или лень решать головоломки, он может относиться к тестированию несерьёзно. Люди испытывают неодинаковый уровень стресса, который не на всех влияет так продуктивно, как он повлиял на меня - кто-то может впасть в ступор. У людей разные представления о целях тестирования. (Я уж молчу про то, что решение IQ-тестов требует усидчивости и концентрации внимания, на которые могут повлиять усталость, недосып, головная боль, шум за окном и т.п.). И да, уровень мотивации может значительно отличаться по социальным и этническим группам.
Мораль в том, что тест на IQ работает только в одну сторону: если человек набрал 120 или тем более 140, он, скорее всего, не дурак. Но если баллов мало, это не доказательство обратного.
Поэтому я считаю категорически неприемлемым тестировать на IQ школьников и студентов. Они и так подвергаются куче тестов в виде экзаменов, контрольных и лабораторных работ. В классе или в группе всем известно, кто отличник, а кто на третью пересдачу ползёт со скрипом. Практического смысла в том, чтобы подвергать их тесту на IQ, нет, а унижения и стресса добавляет. Если кто так озабочен психическим развитием молодёжи, то тестируйте на социальный интеллект, которому школьная программа не учит.
По поводу тестирования на IQ частными работодателями у меня определённого мнения нет, наверное, в некоторых областях оно пригодно. (Хотя в тех сферах, где важно умение общаться с людьми, способность решать головоломки явно нерелевантна).
Tags: образование, размышления по поводу
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments