?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я много раз ламентировала на тему того, что современные российские писатели не умеют и/или не хотят писать о современной жизни. Кажется, ситуация начинает исправляться. Первой подающей надежды ласточкой были "Петровы в гриппе" А. Сальникова, хотя мне и не понравилась попытка воткнуть туда античную мифологию (школярская, прямо скажем). И уже безусловный интерес представляет новый роман Марины Вишневецкой "Вечная жизнь Лизы К." Хотя бы потому, что, в отличие от "Петровых", написана писателем старшего поколения: это и хорошо, ввиду опытности автора, и рискованно, ввиду того, что писатели этой возрастной когорты часто попадают впросак с изображением современности.
Итак, хочу начать с низкого поклона автору: Вишневецкой удалось дать правдивый портрет моего поколения. Ну, не совсем моего, героиня на 4-5 лет меня моложе и на 2-3 года - моих однокурсниц, но в данном контексте это не столь принципиально. Принципиально, что героиня на 30 лет моложе автора, но изображена вполне убедительно. Обычно у современных писателей молодые герои либо анахроничны, либо карикатурны. И это безусловная заслуга Вишневецкой - ей удалось найти язык для выражения современности, причём язык прозрачный, внятный и литературный. Отдельный респект за грамотное использование жаргона - дозированно, к месту и в жизненно правдоподобных ситуациях, а не в качестве экзотического речевого украшения сцен "из жизни этих странных дикарей". Вообще это совершенно замечательно, что персонажи 1980-х годов рождения для автора не странные дикари, а полноценные люди, со своим мировоззрением и этической системой координат. (Пора бы уже, и правда - мы уже много лет как не подростки, но это только сейчас стали замечать).
Отзывы на роман, честно говоря, удручают. В рекламных аннотациях героиню сравнивают с Наташей Ростовой. Помилуйте, какая Наташа Ростова в 21-м веке? Последние наташи ростовы умерли и похоронены, когда наши прабабушки пешком под стол ходили. Или вот такой шыдевр оскорблённой нравственности - мол, героиня бездуховная эгоистка и заботится только о материальном (разве она в романе кому-то что-то плохое сделала ради денег, кого-то обманула или подсидела?), она, о ужас, оставила ребёнка у бабушки с дедушкой, уехав за мужем в политическую эмиграцию (а жёнам декабристов бросать детей было норм? и вообще-то в финале она с ребёнком воссоединяется), и у неё, о ужас-ужас, "нежный секс" вместо любви (видимо, настоящая любовь бывает только с пыточным сексом, который надо героически терпеть). Иногда хочется посмотреть вживую на этих высокоморальных особ, которые требуют от персонажей 21-го века соответствия литературным идеалам 19-го века, которым, кстати, и 200 лет назад реальные люди не часто соответствовали.
На мой вкус, так героиня даже чрезмерно идеализирована. На самом деле такие девочки из профессорских семей гораздо эгоистичнее и циничнее, они обладают множеством связей с истеблишментом и принимают их как должное. Такая Лиза скорее не работала бы скромной сотрудницей турфирмы, как в романе, а попиливала бы гранты на изучении какой-нибудь модной темы. Но это так, досужие размышления.
На самом деле единственное, к чему хочется придраться - это одежда. Девушки этого возраста и этой социальной среды не носят узкие юбки с разрезом и блузки с воланами, тем более они не наденут такое на семейный ужин. Тут автор прокололась, примерила на героиню вкусы 30-летней давности. Но это тоже мелочь.
Да, в 21-м веке свадьба уже не главное событие в жизни, да, в наше время уже не принято топиться или уходить в монастырь оттого, что после первого секса не случилось счастья на всю жизнь до гроба. Неужели это для кого-то открытие? То, что современные люди мыслят и чувствуют не так, как литературные герои позапрошлого века?
В современном мире автор ориентируется абсолютно свободно; в жизни героев присутствуют мобильная связь, скайп, электронная почта, социальные сети, и это всё не финтифлюшки, наклеенные сверху на сюжетные шаблоны 19-го века - все эти реалии играют сюжетообразующую роль и возникают именно тогда, когда это нужно по ходу действия. Кому-кому, а Вишневецкой не нужны неуклюжие отговорки, почему герои не знают, что случилось с другими - она понимает, что в современном мире переизбыток информации может играть такую же драматическую роль, как и недостаток. Читатель вместе с героями замирает над видеозаписями, выложенными в Интернет: кто на них, и как эти записи могут быть использованы?
Психологический портрет как самой Лизы, так и её окружения мне кажется убедительным. Лично на меня самое большое впечатление произвела "любовная" история с пожилым профессором Каном. "Любовная" - в кавычках, потому что любовью тут, конечно, не пахнет. Тут зависимость, этот человек действует на неё как удав на кролика. Ей неприятно, а она всё же продолжает с ним общаться. Феномен типичнейший, но в русской литературе пока ещё мало отражённый. И ещё повод к размышлению - хороший учёный, профессионал вовсе не обязательно хороший человек.
Положительный герой в романе, безусловно, есть - но он столь ненавязчив, что только к самому концу читатель поймёт, кто это. И это тоже по-своему замечательно.
Искать оригинальной истории, занимательной интриги в романе не стоит - считаю нужным об этом предупредить. События достаточно предсказуемы в силу избранного жанра. Перед нами не что иное, как физиологический очерк: портрет героя (в данном случае героини) на фоне исторической эпохи (в данном случае примерно с 2011 по 2015 гг.). Когда-нибудь по этому небольшому (чуть более 250 страниц) роману будут изучать историю 2010-х. Пусть словосочетание "физиологический очерк" не отпугивает: хороший физиологический очерк ценен как раз тем, что фиксирует срез действительности "здесь и сейчас", той действительности, которой 20 лет назад ещё не было, а через 20 лет уже опять не будет, тем, что открывает для читателя современность, на которую он не обращал внимания.

Мои собственные книги - здесь

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
ok_66
Jan. 6th, 2019 10:34 am (UTC)
Сугубый офф
Поздравляю с тем, что два ваших материала на Горьком попали в список лучших за год. Кажется, больше никто такого не добился.
steblya_kam
Jan. 7th, 2019 06:05 am (UTC)
Re: Сугубый офф
Спасибо! Это скорее заслуга выбранных тем...
tanafi
Jan. 6th, 2019 10:38 am (UTC)
Наваерное книга найдет своих читателей)
polenadisto
Jan. 6th, 2019 12:29 pm (UTC)
Ого,очень завлекательно звучит!
Мне тоже очень не хватает "художественного выражения" своего поколения в виде подобной физиологической литературы (не знал термин). Кстати, одна коллега постарше вообще сказала, что для моего поколения вообще не нужно такого художественного осмысления, потому что,мол, нас толком не воспитывали и чего про нас писать.
Ну и "любовных" линий таких насмотрелся в реальности - почитать интересно было бы.
steblya_kam
Jan. 7th, 2019 06:06 am (UTC)
Я купила электронную версию на ЛитРесе, прочитала не отрываясь за сутки. Краткость - отдельное достоинство :-) я тут недавно ныла, что все пишут по 800 страниц.
polenadisto
Jan. 8th, 2019 07:07 am (UTC)
Да, монументальность часто зашкаливает. Причем особенно обидно, когда понимаешь, что можно было бы без ущерба для восприятия раза в два сократить (пост ваш помню смутно - но, кажется, и вы о таком писали).
Мне вообще как-то пришло в голову, что мастерство по малой форме проверяется)
steblya_kam
Jan. 10th, 2019 10:28 am (UTC)
Ну, насчёт малой формы я не согласна. Я считаю, что это особый дар, вот у меня его нет, к примеру, для меня оптимальный формат - повесть на 2-4 листа. Хороших новеллистов на порядок, имхо, меньше, чем хороших романистов. Я писала немного о другом - о том, что роману требуется ну очень уважительный повод, чтобы быть в 700 страниц, а не в 300.
galareana
Jan. 6th, 2019 01:22 pm (UTC)
отлично написанная рецензия
«У нас считается презренным главный служебный жанр критики — рецензия. Между тем это единственный способ организации культурного процесса, превращения его из хаотической массы фактов в структуру, доступную наблюдения»

Пётр Вайль
steblya_kam
Jan. 7th, 2019 06:19 am (UTC)
Re: отлично написанная рецензия
Спасибо.
cmt96
Jan. 6th, 2019 01:33 pm (UTC)
> Девушки этого возраста и этой социальной среды не носят узкие юбки с разрезом и блузки с воланами, тем более они не наденут такое на семейный ужин.

Действительно интересно, что они носят. Жакет и брюки? "Некрасиво". Рубашку и юбку попроще? Платье -- просто и со вкусом?
Я сам этого возраста -- но не этой социальной среды, -- но я не девушка, так что я не знаю => интересно.
steblya_kam
Jan. 7th, 2019 06:18 am (UTC)
Вообще-то такие девушки, как героиня этой книги, носят а) если они банальны - то джинсы и клетчатую рубашку / свитер; б) если претендуют на оригинальность - вельветовые брюки или чёрный сарафан с ботинками "мартенс"; в) если старомодно и банально претендуют на оригинальность - то вязаный балахон до пола или прочую этнику. В воланах уже 20 лет назад ходили одни студентки факультета маркетинга и рекламы из горных аулов. Джинсы и свитер в любом случае беспроигрышный вариант для любого персонажа любого пола и возраста в современном романе.
ЗЫ: у меня опыт девушки, которая долгое время постоянно оказывалась неправильно одетой среди ровесников, поэтому я знаю, о чём говорю. У меня было роскошное синее пальто, так мне дефачка-интеллектуалка заявила, что я одеваюсь как старая тётка в 50-е годы.
cmt96
Jan. 7th, 2019 10:39 am (UTC)
Болтшое спасибо!
egovoru
Jan. 6th, 2019 02:23 pm (UTC)
"Лично на меня самое большое впечатление произвела "любовная" история с пожилым профессором Каном"

Что, опять Лара и адвокат Комаровский? Мне даже у Пастернака это показалось жутким заезженным штампом :(
steblya_kam
Jan. 7th, 2019 06:09 am (UTC)
Будете смеяться, но я "Живаго" не читала до сих пор. Так получилось, что полной версии у нас дома до сих пор нет, а то, что есть, я не осилила.
В сюжете Вишневецкой принципиально именно то, что герой учёный, а не разница в возрасте. И он нереально клёвый учёный (Вишневецкая следит за современными научными открытиями и в них разбирается).
b_graf
Jan. 9th, 2019 11:12 am (UTC)
Спасибо за рекомендацию, надо будет поискать.
cuternion
Jan. 12th, 2019 08:37 am (UTC)
А кто "положительный герой"?
Все таки Саня?
steblya_kam
Jan. 13th, 2019 05:02 am (UTC)
Re: А кто "положительный герой"?
С моей точки зрения, да. Но тут у меня ненавистники спойлеров пасутся :-)
cuternion
Jan. 12th, 2019 08:56 am (UTC)
У Вишневецкой хорошо описаны сразу три современных поколения. Интеллигенты-родители Лизы, "возьмемся за руки, друзья", прошедшие путь от Болотной к (обычному для половины "белоленточников") конформизму - отчасти по принуждению, отчасти из-за воспитания, ровесники Лизы, которые все понимают, но пока только учатся корректировать реальность и в основном просто живут, пользуясь обстоятельствами, и сын, говорящий в младшей школе "социально одобряемые вещи", потому что так говорят учителя и одноклассники. Все верно, во всех героях узнаются знакомые.
steblya_kam
Jan. 13th, 2019 05:01 am (UTC)
Что родители описаны верно, меня не удивляет. Меня удивляет (и радует), что верно описаны люди моложе меня.
cuternion
Jan. 13th, 2019 08:25 am (UTC)
Описывать другое поколение может быть легче, чем рефлексировать на тему своего. Автор хорошо показала, что даже самые благодушные из ее сверстников так и не вышли из матрицы (а Лиза с Саней похоже выходят).
steblya_kam
Jan. 14th, 2019 10:26 am (UTC)
Описывать другое поколение может быть легче, чем рефлексировать на тему своего - не легче, судя по тому, что это первый известный мне случай, когда писателю данной возрастной когорты это удалось ("Петровы в гриппе" не считаются, там автор ровесник героя и мой).
cuternion
Jan. 12th, 2019 09:24 am (UTC)
Очевидно, Лизу не устраивала ее "серая" жизнь, поэтому ее тянуло то к "просветленному" йогу, то к профессору Кану. С другой стороны, по рождения она была вхожа в московскую тусовку, поэтому у нее были все возможности самореализоваться и выработать иммунитет к "канам", но она упорно клевала на одну и ту же наживку. На мой взгляд, логичнее было бы дать ей другую биографию.

И в защиту Вишневецкой - все таки большую часть времени героиня одевалась правдоподобно. )

Edited at 2019-01-12 09:26 am (UTC)
steblya_kam
Jan. 13th, 2019 05:00 am (UTC)
С биографией у неё как раз всё в порядке. Она абсолютно типична. Я встречала случаи гораздо бредовее. Если бы одну мою подругу студенчества описали в романе, критики бы завопили, что такого нелогичного поведения не бывает.
( 23 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner