?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Рассказывает мой коллега Ованес Акопян. У меня с ним имеются кое-какие разногласия в конкретике, но здесь он излагает общие сведения, и это must read.

https://arzamas.academy/mag/353-reness

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
holdsveiki
Dec. 6th, 2018 07:35 pm (UTC)
Ударившись в отрочестве о статью Конрада "Об эпохе Возрождения", я нынче вижу в зассыленной мурзилке один большой плюс: она написана буквами, а не произносится ртом на ютюбе. То, что ВЫ её рекомендуете, несколько ошарашивает. Но, наверное, так надо; вам видней.

ПС. У Тойнби одна только строчка "Ренессанс, включая, его политический, экономический, интеллектуальный и художественный аспекты" системней вот этого всего.
steblya_kam
Dec. 8th, 2018 09:10 am (UTC)
Извините, мне непонятна тональность Вашего коммента (напоминаю, что в моём блоге есть определённые правила общения, которые Вы обычно соблюдаете).
Лекция моего коллеги отражает современный уровень представлений о Ренессансе. Погуглите, когда жили Тойнби и Конрад. Уже чисто хронологически это позавчерашний день. К тому же Тойнби вообще не был специалистом по Ренессансу, он был историософом, а Конрад - очень специфическая фигура, его раскрутили в рамках советской идеологической повестки "доказать, что Ренессанс бывает всегда и везде как неизбежная стадия". Ни один специалист по Ренессансу к Конраду сейчас серьёзно не относится. Лектор занимается этой темой профессионально.
Если Вам нужно подтверждение авторитетом, рекомендую работы моего старшего (ныне уже покойного) коллеги Л.М. Баткина, признанного ведущего специалиста по Ренессансу. Там всё то же самое, только длиннее.
holdsveiki
Dec. 8th, 2018 10:58 am (UTC)
Не имею никаких претензий к подбору материала (да и кто я такой, чтобы их иметь?)
Но.
Имхо, лекцию на тему "ххх исторический период" желательно строить так: автор показывает некую ось "было - стало" и нанизывает на неё факты и тезисы, которые между собой как-то коррелируют. Иначе у пациента остаётся в голове пара фактиков и общее впечатление "ну, там такое вот менялось, всё так, значит, пучилось, и уже не так, как раньше, но ещё феодализм" - а судя по тексту, автор обращается к аудитории, примерно такое впечатление и без него имеющей.
Сие, конечно, личное дело. Но хоть маркировать период сопоставимыми событиями, а? Время от увенчания Петрарки лаврами до Вестфальского мира - это о чём? Кому? Читатель, способный связать бузину с дядькой, в гайдах не нуждается. Если уж речь о литературе, ну вот вектор "песнь о Роланде -> дон Кихот", между этими точками можно оттоптаться широко. Война - ну, например, Пуатье -> Павия, рядом поставить по картике того и другого. И т.п.
steblya_kam
Dec. 9th, 2018 08:26 am (UTC)
А всё-таки тональность не могли бы Вы чуточку сменить?
Лекция не об "историческом периоде", а о культурном феномене. Что вообще из себя представлял Ренессанс как явление. Лектор исходит из того, что какие-то сведения о хронологии европейской истории у слушателей из школьной программы в голове отложились. Цель лекции не рассказ об исторических событиях, а объяснение, что такое Ренессанс как культурное движение.
Читатель, способный связать бузину с дядькой, в гайдах не нуждается. - Напрасно Вы так. Меня, кстати, студенты всё время благодарили, когда я им аналогичные лекции читала. Таймлайны в наше время и в Интернете можно посмотреть. Если человеку интересно, он сам посмотрит, когда там в каком году Петрарку увенчали лавровым венком и пр. А если ему неинтересно, то нет никакого прока от того, что он помнит даты и события. Я после школы помнила кучу дат и событий, но не понимала в них ни фига. Университетские лекции мне просто вынесли мозг.
В общем, не путайте лекцию о сути культурного явления с Википедией. Из того, что лекция не оправдала Ваших персональных ожиданий, не следует, что нужно обзывать её "мурзилкой" и прочими подобными словами.
( 4 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner