?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На картинку я набрела случайно - ею оказалась проиллюстрирована научно-популярная статья об Аларихе. Что навело меня на невесёлые мысли о том, как вообще известные события V в. представляются широкой публике.
Размещаю отдельно. Встречайте - Жозеф Сильвестр, французский художник, умерший, минуточку, в 1926 г. (в котором моя бабушка уже позировала на фотографии в матроске). Картина тоже написана не в каком-нибудь шестнадцатом веке, а в 1890 г. Так он представлял себе захват Рима готами в 410 г.:

die_pluenderung_roms_durch_die

Ну феерия же. Ага, они так голыми на штурм Рима и побежали. Естественно, художник опирался на Тацита и Юлия Цезаря, но маленько забыл, что с тех времён прошло три-четыре столетия. Правда, несколько персонажей на заднем плане в штанах - а у остальных что со штанами случилось, потеряли на бегу, так торопились захватить Рим?
Далее, судя по причёскам, Сильвестр вообще ориентировался на статуи "галлов" эллинистической Греции. Хотя они ещё как минимум на столетие старше Цезаря. Но французу XIX в. что галлы II в. до н.э., что готы V в. н.э. - один чёрт, варвары.
А самая большая пикантность в том, что готы, напавшие на Рим в 410 г., были христианами. Как и римляне. Правда, другого направления - арианского. То есть одни христиане напали на других христиан (в более поздние времена это станет вполне привычным делом). Христиане по определению бегать голыми в звериных шкурах не могли. Кстати, когда я в бытность свою вузовским преподом интересовалась у студентов, какого, по их мнению, вероисповедания были участники этих событий, оказалось, что у студентов в голове дикая каша. Никто не сумел ответить правильно. В общем, уверенность, будто готы были язычниками, рулит.
Ну и конечно, готы аж кушать не могли при виде высокой античной культуры и всячески старались её истребить. Товарисчи на переднем плане явно прилагают громадные усилия, чтобы что-то сделать с мраморной статуей. Стыбзить? Вряд ли, продажную ценность античной мраморной скульптуры осознали только в эпоху Ренессанса, для готов это бесполезный кусок камня. В реальности на мраморной скульптуре могли быть золотые украшения, которые готы могли обдирать, но художнику XIX в. сие неведомо (даже несмотря на то, что научные знания о том, как на самом деле выглядела античная скульптура, на момент написания картины уже накопились). Видимо, голые варвары хотят эту скульптуру просто сломать. Видимо, она им так мозолит глаза, что они, вместо того чтобы собирать по домам золото и скот и захватывать красивых римлянок, обсудили: "Так, ты меня подержи, я залезу, а вы четверо несите верёвки, будем ломать эту хрень". Ага, делать им больше нечего. После похода и осады. И при том, что им всего-то три дня отвели на разграбление.
Видимо, у художника что-то застряло в голове про осквернение Парфенона персами. Которые действительно целенаправленно валили статуи и повреждали им лица. Но, во-первых, статуи архаического Парфенона были существенно поменьше размерами, во-вторых, это был акт против вражеских богов - демонстрация того, что боги греков им больше не помогают, всё, капут вам, эллины. А тут большая статуя какого-то условного императора (похожего на Константина вроде бы - ?), стоящая отдельно на городской площади, на высоком постаменте, на который ещё нужно лезть, и вообще её явно голыми руками просто так не свалишь - ну на фига готам этим заниматься? Ну да, они же просто варвары и ненавидят всё прекрасное, это же очевидно.
При этом информация о взятии Рима в 410 г. и о готах вообще-то не была засекречена, это всё элементарные факты, которые уже тогда в учебниках и энциклопедиях можно было прочесть. Но художник так видит :-)
И главное, что, похоже, широкие массы и представляют себе падение Рима именно так - вломились голые неандертальцы, небрежно задрапированные звериными шкурами, и первое что начали, это ломать статуи...

ЗЫ: да ё-моё, неужели уже и классическую живопись нельзя обсудить без того, чтобы в комменты не притащили милоновско-мизулинский мусор? Похабщину тру, тёрла и буду тереть, а комменты пока закрою. Этот блог предназначен для общения людей, у которых уровень образования повыше детского сада.

Comments

( 34 comments )
Борис Тулуков
Nov. 9th, 2018 12:06 pm (UTC)
Интересно, что всадник на заднем фоне, с нормальными доспехами.

Edited at 2018-11-09 12:06 pm (UTC)
steblya_kam
Nov. 11th, 2018 06:08 am (UTC)
Я предполагаю, что это сам Аларих - он типа король, ему всё же не к лицу в звериной шкуре бегать пешком.
sulfid
Nov. 9th, 2018 12:22 pm (UTC)
Тут же Символизм! Что вы со своими придирками :)

Но смешно, поймал себя на том, что голыми скорее римлян представляю, чем варваров. а варваров в безвкусных полосатых штанах с отливом
helevatory
Nov. 9th, 2018 12:45 pm (UTC)
Конечно, условности жанра. Как, впрочем, и вся эта история про Рим, готов и происхождение бассейна Черного моря
(no subject) - steblya_kam - Nov. 11th, 2018 05:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - helevatory - Nov. 11th, 2018 06:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Nov. 11th, 2018 07:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - Элрих Мюирич - Nov. 11th, 2018 09:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Nov. 11th, 2018 01:19 pm (UTC) - Expand
woodenfriend
Nov. 9th, 2018 01:08 pm (UTC)
современный художник, вооружённый гуглом, нарисовал бы примерно то же :)
Элрих Мюирич
Nov. 9th, 2018 02:20 pm (UTC)
> современный художник, вооружённый гуглом, нарисовал бы примерно то же :)

Причем, что самое забавное, первое же изображение "героя-варвара" из гугла отражает старую, можно даже сказать классическую традицию, и ничерта не соответствует авторскому видению того же персонажа, одежда которого в исходнике описывается например так: "A crimson scarf was knotted about his head; his wide silk breeches, of flaming hue, were upheld by a broad sash, which likewise supported a scimitar in a shagreen scabbard. His gilt-worked leather boots suggested the horseman rather than the seaman, but he handled his boat with skill. Through his widely open white silk shirt showed his broad, muscular breast, burned brown by the sun."(с)
(no subject) - sulfid - Nov. 9th, 2018 02:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sulfid - Nov. 9th, 2018 02:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - engisdottir - Nov. 9th, 2018 07:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Nov. 11th, 2018 05:55 am (UTC) - Expand
Элрих Мюирич
Nov. 9th, 2018 02:03 pm (UTC)
> у студентов в голове дикая каша. Никто не сумел ответить правильно. В общем, уверенность, будто готы были язычниками, рулит.

Что характерно, у меня в голове четко отложилось арианство готов еще с того момента, когда я в детстве прочитал "Русь изначальную". Не помешал даже тот факт, что в плане исторического фона эта книга - сама по себе лютая каша, проходящая скорее по ведомству исторического фэнтези, нежели истории (чего стоят только красный перец в Старом Свете в правление Юстиниана и описание акинака, на деле короткого прямого восточноиранского античного меча, как раннесредневекового персидского, длинного и сильноизогнутого). Однако даже при таком уровне владения матчастью в плане религии автор не налажал, да и самих остготов в эпоху, отстоящую от взятия Рима лет так на 100, он показывает романизированными почти до потери своей племенной идентичности и отличающихся от италийцев разве что именами да сравнительно часто встречающимися светлыми волосами (а романцев той эпохи, как западных, так и восточных, наоборот, заимствовавшими некоторые элементы готской культуры, в частности штаны).

Вообще же этот классицистско-академический сюжет "тупые варвары рушат цЫвилизацию просто потому, что они тупые варвары", КМК, был унылым и избитым уже лет 150 назад.

Edited at 2018-11-09 02:21 pm (UTC)
steblya_kam
Nov. 11th, 2018 05:58 am (UTC)
Ну да. И кстати, светловолосость "варваров" по сравнению с римлянами тоже несколько преувеличена. Всё очень зависело от конкретной народности.
(no subject) - Элрих Мюирич - Nov. 11th, 2018 09:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Nov. 11th, 2018 01:27 pm (UTC) - Expand
lizardian
Nov. 9th, 2018 02:15 pm (UTC)
Возможно, художнику просто хотелось нарисовать несколько голых мужчин.
zwilling
Nov. 9th, 2018 02:56 pm (UTC)
Вот да. Давид небось тоже причиндалами не сверкал перед народом Израиля.
(no subject) - steblya_kam - Nov. 11th, 2018 06:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - fortunatus - Nov. 9th, 2018 05:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steblya_kam - Nov. 11th, 2018 06:06 am (UTC) - Expand
mme_n_b
Nov. 9th, 2018 04:10 pm (UTC)
Да ладно - при взятии города они не могли не перепиться, а уж пьяные могут и в шкурах бегать, и статуи ломать... ;)
Элрих Мюирич
Nov. 9th, 2018 04:18 pm (UTC)
Эмм, но почему тогда мы вообще решили, что это готы? Сами романцы могли перепиться, бегать и ломать ничуть не хуже;)

Edited at 2018-11-09 04:23 pm (UTC)
(no subject) - mme_n_b - Nov. 9th, 2018 04:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Элрих Мюирич - Nov. 9th, 2018 04:49 pm (UTC) - Expand
anna_bpguide
Nov. 9th, 2018 04:57 pm (UTC)
У художников бывают свои цели... Например, показать знание анатомии - зря, что ли в академии учился (в данном случае - так себе, на 4-).
holdsveiki
Nov. 9th, 2018 04:58 pm (UTC)
да это майдан какой-то
Стропальщик не умеет обращаться с верёвкой.
Но в какой мере всё тут стёб и/или кич - ещё вопрос. Написать на постаменте свергаемой статуи "sylvestre 1890" значит относиться к своему творению, мнэээ, несколько отстранённо. И как бы антураж тому способствует.
steblya_kam
Nov. 11th, 2018 06:00 am (UTC)
Re: да это майдан какой-то
Это не стёб и не китч, а тупое подражание Ренессансу. Был такое живописный приём в 15-м веке.
dzhin_dzhit
Nov. 9th, 2018 06:09 pm (UTC)
Вспомнила цитату по соответствующему поводу:
"– Специальный заказ, – пояснил Шимон Унгер. – Для монастыря цистерцианок в Тшебнице." (с)
Andrey Gorovenko
Nov. 10th, 2018 06:50 pm (UTC)
Психология художника
Мне странно Ваше удивление. Художники - народ с вполне определённой психологией, отнюдь не предполагающей изучение реалий изображаемой эпохи.
Общий уровень культурного развития типичного художника Нового времени крайне низок, к самообразованию они почему-то органически не способны.
В чём здесь секрет - не знаю, но сам факт, по-моему, налицо.
steblya_kam
Nov. 11th, 2018 06:02 am (UTC)
Re: Психология художника
Художники - народ с вполне определённой психологией, отнюдь не предполагающей изучение реалий изображаемой эпохи.
Общий уровень культурного развития типичного художника Нового времени крайне низок, к самообразованию они почему-то органически не способны.
- Когда Репин писал "Запорожцев", он специально привлекал в качестве консультанта историка Эварницкого. Эварницкий ему бутылочку 17-го века дал, найденную в раскопках. И, кстати, пишущий студент на картине - это сам Эварницкий и есть.
( 34 comments )

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner