?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ещё кина псто

Раз уж пошёл разговор об отечественном хорроре, расскажу про фильм "Невеста" 2017 г., совершенно не замеченный прессой и несправедливо недооцененный. Пара-тройка снисходительных критических рецензий, оценивающих его как "добротный", и невнятное облаивание на форумах - без какой-либо аргументации фильм объявляют "шаблонным" и "унылым г...". Вообще замечательно, конечно, как особи, которым Интернет дал возможность почувствовать себя кинокритиками (не умеющие при этом написать двух связных предложений без ошибок), тычут шаблонностью. При этом ни один голливудский комикс они в шаблонности не упрекнут, хотя, на мой взгляд, за кадр с человеком, висящим над бездной на одной руке, режиссёров уже пора медленно забивать по голове рукояткой кольта.
Но, о чудо, в "Невесте" никто на руке не висит. Да, фильм старательно следует канонам жанрового кино - поскольку хоррор в принципе строится из кирпичиков, и нужно быть Гильермо дель Торо, чтобы эти кирпичики переплавить. Но в "Невесте" чрезвычайно любопытно то, что там целое не равно сумме частей. Стандартный набор сюжетных мотивов хоррора прорастает в глубокую и жутковатую историческую аллегорию. Потому что носителю русского языка, к тому же немного читавшему художественную литературу, прекрасно понятно, кого в нашей традиции принято именовать Невестой и Матерью с большой буквы. Ну уж Блока-то все помнят...
Середина XIX в. У помещика, чьё хобби - фотография, умирает невеста. Безутешный жених решает воскресить её с помощью фотографии, вселив её душу в тело крепостной крестьянки. Та самая слезинка ребёнка (окей, не ребёнка, а невинной девушки) - жертва, положенная в основание своего счастья - накладывает проклятие на всё будущее рода. Душа невесты, которая из поколения в поколение требует всё новых тел для реинкарнации, постепенно превращаясь в монстра - а семья добросовестно поддерживает её, разыскивая новые жертвы. Невеста-Мать, обитающая в запретной комнате, предстаёт то в виде ужасной древней старухи, то в виде юной девушки-вампирши, одновременно красивой и отвратительной (нечеловеческая, паучья пластика сыграна великолепно), то в виде женской фигуры в фате и белой маске (как тут не вспомнить о "Снежной маске" Блока!). Фильм вообще очень блоковский по атмосфере, там множество аллюзий на разные циклы стихов о Прекрасной Даме.
Смысл, который из всего этого прорастает, актуальный и страшненький. Фильм получился про попытку воскресить умершее историческое прошлое, про стремление цепляться за фамильных призраков, которые хватают за ноги живых и требуют крови. (Мы-то помним, с чего всё начиналось - с перестроечного увлечения "конфетками-бараночками" и "хрустом французской булки", с журнала "Наше наследие". Как всё тогда было мило и трогательно!). И о том, как молодой Ваня находит в себе силы оторваться от этого прошлого и начать новую жизнь со своей женой. Конечно же, не обошлось и без очистительной жертвы в финале - но тут меня будут за спойлеры ругать, если я расскажу.

Безусловно, в фильме присутствуют некоторые сюжетные огрехи. Например, барин-фотограф, из-за которого всё началось, никак не мог быть прапрадедом Вани, которому лет 20 (действие происходит самое рано в конце нулевых, судя по технике). Потому что если у него были крепостные, то это не позднее 1860 г., значит, родился он никак не позднее 1835 г. (допустим, он в 25 лет выглядел на 30). Маловато поколений выходит. Неясно, зачем барин афишировал перед крестьянами цели, в которых ему понадобилась девка - это только для нагнетания мелодраматизма, ну захотелось режиссёру показать крестьян на грани бунта и показательный расстрел мужика из пистолета. Кстати, непонятно, как барин не загремел за это в Сибирь: убийство крепостных было уголовно наказуемо, хотя забить до смерти где-нибудь на конюшне было возможно, но открыто пристрелить на глазах у толпы - это совсем другое дело.
Самый большой провал - это как семье удалось сохранить свой особняк до нашего времени, мы же не в Англии, у нас даже богатых крестьян из домов повыгнали после революции, не то что помещиков. (Что родственники Ивана работали на заводе и в больнице, они, скорее всего, врут). Надо было хоть как-то это объяснить.
Странно, что деревянный дом не сгорел в финале - его благополучно осматривают новые владельцы. Этот эпилог, на мой взгляд, совершенно лишний, он похож на толстую рекламу сиквела. (Хотя сама по себе идея, что зловещая фотопластинка так и осталась неразбитой, хороша).
И всё-таки фильм оцениваю на 7 из 10. Посмотреть, безусловно, стоит.

Tags:

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
lev_usyskin
Sep. 26th, 2017 12:37 pm (UTC)
а кто режиссер?
steblya_kam
Sep. 28th, 2017 06:27 am (UTC)
Святослав Подгаевский. Не знаю, кто это такой.
villeneuves
Sep. 26th, 2017 01:58 pm (UTC)
У Дель Торо тоже есть деконструкция ностальгии - невероятно красивый "Багровый пик" с Хиддлстоном и Честейн.
steblya_kam
Sep. 28th, 2017 06:28 am (UTC)
Ну, в испанском и британском кино это вообще довольно часто встречается. А за название спасибо, надо посмотреть.
bigmaxx
Sep. 28th, 2017 09:12 am (UTC)
Красивый, но затянутый и предсказуемый. Не смог его смотреть подряд - проматывал) Хотя сейчас понимаю, что это, возможно, был побочный эффект от неадекватного дубляжа, создающего смутный дискомфорт (видимо, от несоответствия аудио- и видеоряда).

Edited at 2017-09-28 09:13 am (UTC)
bigmaxx
Sep. 26th, 2017 03:23 pm (UTC)
Британцы реализовали схожий сюжет в одной из недавних серий "Доктора Кто"; безо всяких аллюзий на Блока, зато с прикольными древесными жучками, продлевающими тёте жизнь.
umbloo
Sep. 26th, 2017 07:04 pm (UTC)
А корейцы - в "Легендах нашего города", только там, конечно, не Невеста, а Отец.
steblya_kam
Sep. 28th, 2017 06:31 am (UTC)
Стоп, так жучки, по-моему, как раз у дель Торо и были в одном из его ранних фильмов.
bigmaxx
Sep. 28th, 2017 12:19 pm (UTC)
Там вроде был один самодельный, а тут целая колония инопланетных. Но суть не в них, а в Матери, изначально бывшей невестой...
steblya_kam
Sep. 29th, 2017 08:19 am (UTC)
Я думаю, что в нашем фильме 2017 г. этот образ всё-таки чисто российского происхождения. Хотя, конечно, если копать, то можно и до Диккенса дорыться (мисс Хэвишем).
varana
Sep. 26th, 2017 06:58 pm (UTC)
Ну я посмотрела 53 минуты, больше не смогла. Спасибо, что всё разъяснили. Непонятки были те же: прапрадед, дом, который сохранили, будто не было революции.
steblya_kam
Sep. 28th, 2017 06:30 am (UTC)
Фильм-то короткий. 53 минуты - это почти 2/3.
tmu_1971
Oct. 2nd, 2017 08:17 am (UTC)
>это как семье удалось сохранить свой особняк до нашего времени, мы же не в Англии, у нас даже богатых крестьян из домов повыгнали после революции, не то что помещиков.


В 80-е жили в ГДР, был хороший знакомый немец, врач. Обитал в восьмикомнатном двухэтажном особняке в хорошем зеленом районе. Обитал на правах личной собственности - его прапрадед в середине 19 века построил. И с тех пор домик переходил по наследству, невзирая на кайзера, Гитлера, социализм. На советских людей производило сильное впечатление.
У нас, конечно, 1917 стал пропастью.
( 13 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner