sarcasia (steblya_kam) wrote,
sarcasia
steblya_kam

Categories:

"Русалка" Анны Меликян

Вспомнила про этот фильм, прочитав газетное интервью с Анной Меликян, и решила посмотреть. Заодно в очередной раз убедилась в тупости критиков, пишущих аннотации в момент выхода фильма. Из-за них я в своё время на фильм и не пошла - смотреть 333-ю историю про "странную девушку, не такую, как все" мне совершенно неинтересно. (В том числе потому, что про "чудиков" и "не таких, как все" в 90% случаев снимают унылые бюргеры, которые всерьёз считают, что главное проявление "инаковости" - зелёные волосы и меланхолия).
К счастью, фильм оказался смотрибельным. И несмотря на то, что зелёные волосы и меланхолия там присутствуют, он всё-таки не про это. Я бы сказала, что это вполне годная чёрная пародия на "Москва слезам не верит". Не будет у наивной чистой провинциалки в Москве карьеры успешной бизнес-леди - будут годы мыканья уборщицей и распространителем рекламных листовок в поролоновом костюме мобильника. Не будет удачно подвернувшегося в финале принца - будет гибель на пешеходном переходе. В Москве, правда, попадаются богачи, но счастье с ними невозможно: телевизионный мажорик Саша - довольно ясная реинкарнация Рудольфа. Правда, мажорики тоже люди и в них просыпаются чувства: в отличие от стопроцентного гада Рудольфа, Саша способен на всплески искренности. Но одно дело ограбить ради дамы фургон с ананасами (непреднамеренная рифма с ананасной водой Маяковского?), а другое дело - долгосрочное уважительное отношение к другому. И, когда Саша начал что-то понимать, то уже поздно. Алисы уже нет в живых.
Это на уровне сценария. На уровне режиссуры, к сожалению, фильм вызывает множество претензий. Всё уж как-то одномерно, прямолинейно, по-тинейджеровски (это вообще беда современного российского кино). Недостаёт глубины, дополнительного измерения. Эта одномерность к лицу жанру комедии, и потому на протяжении всего фильма - до самого финала - он воспринимается как комедия. В которой гибель героини не к месту. Я понимаю, что хотела сказать Меликян, соединяя трагическое и комическое, но беда в том, что ей это не удалось. Трагикомедия - это НЕ комедия с приделанной грустной концовкой.
Кроме того, фильм несамостоятелен. Отовсюду торчат швы. То вылезает кусочек Соловьёва, учителя Меликян (виды халупы на морском берегу), то Феллини периода "8 1/2" (начальная пляжная сцена), то Годар (как использование рекламных слоганов, так и отношения влюблённой пары весьма напоминают стародавнего "Безумного Пьеро"), то даже фон Триер (медитативные замирания героини и её внутренние молитвы скопированы с "Рассекая волны"). Всё это, мягко говоря, не образует стилистического единства.
Хуже всего то, что несколько лет спустя после "Русалки" вышла "Жизнь Адели". Которая ретроспективно весьма и весьма компрометирует замысел "Русалки". Зрителю 2014 г. невозможно изгнать из головы "Жизнь Адели" при просмотре "Русалки". Поскольку Мария Шалаева в роли Алисы до смешного похожа на Лею Сейду в роли Эммы. Почти идентичный тип лица и те же цветные волосы (только у одной зелёные, у другой синие). Подвох состоит в том, что в "Жизни Адели" этот типаж иллюстрирует совершенно иную социальную страту - мир богатой богемы. И эта визуальная перекличка как-то лишает Алису убедительности в качестве простой девушки из народа.
P.S. А выдумка с рекламным плакатом, в котором Алиса прорезает дыру - просто глупость. Никто в Москве не вешает рекламные плакаты поверх жилых фасадов, закрывая окна - они размещаются на торцевых стенах зданий. (А если бы кто и попытался нарушить стандарты инсоляции, жильцы бы на части порвали его вместе с его плакатом). И никаким художественным вымыслом эту нелепость оправдать нельзя. Меликян погналась за броским символом и облажалась.
Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments