sarcasia (steblya_kam) wrote,
sarcasia
steblya_kam

Categories:

киномания: Том Тыквер и... Жан-Люк Годар

"Рай" Тома Тыквера для меня смотрится как ремейк "Безумного Пьеро" Годара (1965), переписанный в духе ценностей 2000-х. Годаровский фильм, при всей красоте его съёмок, смотреть в наши дни немного неловко. Теперь годаровские персонажи заседают в парламенте и преподают в университетах, а ценности, которые пропагандирует там Годар, основательно протухли, и стало ясно, что нет ничего более буржуазного, чем антибуржуазность 60-х (великолепным комментарием к чему служит "Ситком" Озона, aka "Крысятник").
Да и Пьеро из смуглого брутального верзилы Бельмондо никакой. Сколько он ни читает стихи, сколько ни складывает брови домиком, сколько ни позирует на фоне постеров с Пьеро - итог абсолютно неубедительный. Разве что в конце герой поднимается до истинно пьеротического жеста - когда, убив возлюбленную, красит лицо в синий цвет и обматывается динамитом, чтобы взорвать себя к чёртовой матери.
Фильм Тома Тыквера на изумление напоминает годаровский. Вплоть до картин странствия прОклятой пары влюблённых по выжженным ландшафтам Средиземноморья. Но, во-первых, безумному Пьеро в пару дана столь же безумная Пьеретта. (Для совсем уж непонятливых, кто не въехал, кем являются герои, режиссёр покажет под конец обоих остриженными и в белых футболках; но кто такой герой Джованни Рибизи, ясно ещё до того - и, как полагается Пьеро, свою роль он играет почти без слов, одними глазами).
Во-вторых, эти персонажи не восстают против общества и даже не игнорируют его - они на самом деле пытаются улучшить его, пойдя против буквы закона. Сюжет вполне дидактический и отражает неоконсервативные настроения 2000-х: моральную панику по поводу наркотиков и личное богоискательство (проблемы, чуждые западным интеллектуалам 60-х). И концовка, в общем, не трагическая - очевидная, хоть и метонимически показанная гибель героев в конце подана не как крушение, а как катарсис, даже как намёк на канонизацию святых. В принципе, эта идеология лично мне не более симпатична, чем антибуржуазность 60-х. Но фильм настолько хорош, что мне это не мешает. Идеология не заслоняет художественную сторону. А вот у Годара, увы, заслоняла. Его "Безумный Пьеро" - на 80% публицистика.
Tags: Пьеро, кино, французская школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments