sarcasia (steblya_kam) wrote,
sarcasia
steblya_kam

Categories:

Петрарка, счастье и пессимизм

Это счастье - читать со студентами вслух Петрарку, обсуждать и комментировать стихи. Но, наблюдая за теми крохами понимания, которые пробиваются в головах студентов (всё-таки профессиональных гуманитариев), всё больше и больше мучаешься тоской. Тоской осознания того, что все эти бредни, которые несут про Россию - мол, беда в больших расстояниях, в плохом климате, в исторических традициях самодержавия, в крепостном праве, в монголо-татарах и прочее, - именно что бредни.
Беда на самом деле в том, что мы не читаем Петрарку. Не читаем Пико делла Мирандолу. Очень плохо и кособоко читаем Шекспира, а Боккаччо знаем исключительно как источник скабрёзностей. Даже Джордано Бруно, канонизированного школьными учебниками в качестве мученика Возрождения, и то не читаем. Наш взгляд на европейскую культуру до сих пор - взгляд землян на "зону" из "Пикника на обочине": в лучшем случае заскакиваем туда бегом и тащим оттуда то, что приглянулось, особо не понимая назначения стыренного, в худшем случае - обходим за километр как ядовитую опасность. Кажется, единственными, кто чувствовал себя в этой зоне комфортно, были дворяне пушкинского поколения. Даже Набокову это не удавалось. Можно сбрить бороду, назаказывать целый шкаф сюртуков, выучиться писать романы и поэмы вместо житий и летописей - но всё это лишь смена форм.
Нас с головой выдают наши странные и дикие представления о Ренессансе. Умные дяди с не худшим образованием (вроде Л.Е. Пинского) всерьёз утверждали, что гуманисты призывали людей предаваться земным наслаждениям. Надо полагать, жрать, пить и трахаться (именно так думал А.Ф. Лосев, и у него это вызывало понятное возмущение). Хотя достаточно почитать реальные тексты гуманистов, чтобы увидеть, что гуманизм - это прежде всего требование колоссальной дисциплины духа. Дисциплины, которая и не снилась древнерусским постникам (они-то в леса бежали от соблазнов - слишком очевидный путь). Той дисциплины, которая и является условием свободы в европейском понимании. Но мы-то представляем себе свободу преимущественно как праздник непослушания. Психология пятилетнего ребёнка, который воображает, что раз взрослых никто не шлёпает по попе, то значит, они могут объедаться конфетами, писать в штаны и не ложиться спать - и не может понять, почему они этого не делают.
Если таково представление о европейском гуманизме неглупых людей, то что говорить о глупых? Заезженная учебниками фраза - "для Ренессанса в центре мира стоял человек". Ну, обыватель и представляет себе - что на пупе земли стоит Иван Петрович Сидоров с немытыми ногами и всеми командует: мол, подайте сюда айфон и роллы с авокадо! И вдоволь накачав себя праведным возмущением, строчит в жежешечку про духовность и про проклятую западную цивилизацию. (Будучи не в курсе, что слово "духовность" чисто западного происхождения - это калька со spirituality, и ни у Кирилла с Мефодием, ни во всей древнерусской литературе этого слова нет). А эта пресловутая фраза про человека в центре мира - она ведь совершенно про другое.
Не надо питать иллюзий: в Европе гуманизм проиграл. Проиграл в силу своей элитарности, поскольку большинство людей (в их число входил и злосчастный Карл Поппер) предпочитает простые ответы на вопросы, а гуманизм отказывался от простых ответов. Но он не прошёл бесследно. Он сыграл для европейской культуры роль витамина, укрепляющего иммунитет против одичания.
У нас такого иммунитета нет, несмотря на всю нашу без кавычек великую культуру. Но есть надежда, что всё-таки выработается. Образовательный утопизм высмеивали не раз, но, по-видимому, другого пути, кроме образования, всё-таки нет.
Tags: Ренессанс, образование, публицистика, размышления по поводу, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments